Открыто автомобильное движение

Под руководством инженеров А. Д. Окунева и П. Н. Будищева строители вели работы довольно быстро: к 1 июля бьша готова просека до Апатитового городка, 25 июля по грунтовой дороге до 13-го км прошли подводы с грузами, а с 1 августа началось автомобильное движение.

Еще через две недели автомобили стали доходить до оз. Большой Вудъявр, а 5 сентября — до р. Юкспорйок.

25 сентября 1929 г. первый грузовик прибыл в Апатитовый городок. Встречать его сбежалось все население. 7 октября прораб А. Д. Окунев дал телеграмму: «Открыто автомобильное движение от разъезда Белого до конечного пункта Вудъяврской дороги, горы Кукисвумчорр, протяжением 27 км. Вывезена первая тонна апатита».

Автодорога и телефонная связь с Большой землей значительно облегчили жизнь в поселке, но всякого рода трудностей по-прежнему хватало. В первую зиму трактористы и шоферы нередко в пургу сбивались с дороги, у машин кончалось горючее или что-то ломалось.

Нужна была железнодорожная ветка. Ее начали строить осенью 1929 г., и через восемь месяцев она вступила в строй. При тогдашней технике это была поистине гигантская победа.
В сентябре 1929 г. в Хибинах был заложен карьер № 1, где четверо рабочих вручную, кувалдой начали делать шпуры и взрывами динамитной смеси отбивать руду. Куски апатита сбрасывались по склону, а потом на лошадях или тракторах отправлялись на разъезд Белый. Зимой этого же года на Лопарском склоне заработали еще два карьера.

В конце 1929 г. в Хибинах были пущены две буровые скважины (№ 2 и 3), а в январе 1930 г. из карьеров Кукисвумчорра пошла промышленная руда. Таким образом, всего через год после начала работ в Хибинах отсюда на суперфосфатные заводы направились вагоны с апатитом.

Запись опубликована в рубрике Апатит. Гигант в Хибинах. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Обсуждение закрыто.